«ПСЕВДОЗАМОРОЗКА»

vhj

С конца декабря 2015 года заметно активизировалась дипломатическая активность вокруг урегулирования военного кризиса на Украине.

  • Более интенсивными стали взаимодействие российского президента с европейской стороной в рамках «нормандского формата», а также деятельность в минской Контактной группе.
  • 26 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин назначил постоянного члена Совета безопасности Бориса Грызлова официальным представителем в трехсторонней Контактной группе, серьезно повысив в ней уровень политического представительства России.
  • Наконец, накануне Нового года 30 декабря в «нормандском формате» на самом высоком уровне было принято решение о пролонгации Минских договоренностей на 2016 год. Сейчас становится ясно, что решение это было согласовано с американцами и полностью одобрено ими.

Правда, продолжение на 2016 год Минских договоренностей не дает ответа на вопрос: что делать с подобными договоренностями, если они не выполняются? Ведь пока ни один пункт Минска-2 не был выполнен.

  • Вспомним, что спустя месяц после заключения вторых Минских договоренностей уже в марте 2015 года украинская сторона продемонстрировала, что выполнять их она не собирается.
  • После этого Минский процесс свелся к тому, что под заявления о том, что ему нет альтернативы, стороны просто тянули время в ожидании какой-либо желательной для них развязки.
  • Казалось бы, Минские соглашения надо принимать сейчас снова, поскольку в первоначальном виде они не могут быть выполнены. Поэтому консультации о выполнении Минских договоренностей активизировались, и к ним вновь, как и летом прошлого года, подключились американцы.
  • В свое время контакты по линии Лавров — Керри и Нуланд — Карасин сыграли роль в частичном запуске выполнения Киевом политической части Минских договоренностей.
  • 11 января 2016 года новый представитель РФ в контактной группе Борис Грызлов посетил Киев и имел встречу с президентом Петром Порошенко.
  • Вслед за этим 15 января президент Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности.
  • В тот же день помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд встретилась в Калининграде с помощником Владимира Путина Владиславом Сурковым.

Официальный представитель госдепартамента Джон Кирби назвал переговоры Нуланд с Сурковым «конструктивными». По его словам, стороны «обсудили необходимость полной имплементации Минских договоренностей в тесном взаимодействии с другими участниками нормандского формата — Украиной, Германией и Францией».

По словам Кирби, встреча была организована «в развитие» переговоров, которые провели 15 декабря 2015 года в Москве президент России Владимир Путин и глава МИД Сергей Лавров с госсекретарем США Джоном Керри.

  • На 20 января 2016 года в Цюрихе запланирована очередная встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря Джона Керри. На ней вновь будет обсуждаться проблема имплементации Минских соглашений.

Причины подобной активности очевидны.

  • В октябре 2015 года в Париже на встрече в «нормандском формате» президент Порошенко согласился разработать специальный закон для проведения местных выборов в «отдельных районах» Донбасса в обмен на отмену самодеятельных выборов в Донецке и Луганске 18 октября и 1 ноября 2015 года.
  • 30 декабря 2015 года на переговорах «нормандской четверки» решение о проведении местных выборов на Донбассе в первой половине 2016 года было подтверждено.
  • На время проведения выборов должны быть приняты специальные меры безопасности.
  • До конца января 2016 года подгруппа по политическим вопросам под председательством Пьера Мореля должна согласовать специальный закон. Украинской Верховной раде предстоит его принять.
  • Кроме того, принятые Верховной радой под давлением американцев в конце августа 2015 года поправки к конституции об «особых районах» Донбасса в окончательном третьем чтении должны быть поставлены на голосование в конце января в украинском парламенте.
  • Для принятия поправок к конституции необходимо конституционное большинство в Верховной раде в 300 голосов. Его нет.
  • Очевидно, что и принятие закона о выборах может встретить сопротивление у депутатов Верховной рады.

Украинская сторона никогда не считала серьезным требование выполнения Минских договоренностей.

  • Острые разногласия относительно Минска в лагере украинских националистов налицо.
  • Это дает Порошенко предлог их не выполнять и требовать пересмотра условий Минска-2, но при этом на большой пресс-конференции в Киеве 11 января он заявил, что Минска-3 не будет.
  • Порошенко предложил установить график на 2016 год конкретных дат выполнения Россией своих обязательств по Минским договоренностям.
  • Очевидно, что подобное решение будет связано с иной в украинской версии последовательности выполнения пунктов Минских договоренностей.
  • Киев будет настаивать на прекращении военных действий, передаче ему контроля над границей и лишь потом проведения в «особых районах» выборов по украинским законам и осуществления амнистии.
  • В свою очередь, российский президент Путин в интервью Bild, опубликованном в Германии в день порошенковской пресс-конференции, сказал, что Кремль настаивает на выполнении Минска-2, следуя букве этих договоренностей, т. е. сначала принятие на постоянной основе украинским парламентом согласованных с «отдельными районами» изменений к Конституции.
  • От Киева требуют де-юре признания донбасской автономии.
  • Потом Киеву следует провести выборы в «отдельных районах» по измененному законодательству «на основании украинских законов», дать амнистию участникам восстания на Донбассе и лишь потом последует передача контроля над границей. Именно подобную позицию Путин отстаивал в Париже в начале ноября 2015 года в рамках переговоров в верхах в «нормандском формате». Следовательно, Москва продолжает отстаивать именно ту последовательность выполнения пунктов соглашения, которую изначально предполагал Минск-2.
  • Кроме того, Москва по-прежнему настаивает на прямом диалоге Киева с ДНР и ЛНР по согласованию с ними конституционных изменений и процедуры выборов.
  • И вот сейчас после встречи с Порошенко Грызлов в интервью «Коммерсанту» отметил, что контактная группа может поддержать требование о конкретных сроках выполнения Минских соглашений, т. е. выполнить предложения президента Порошенко.
  • Но, по-видимому (Грызлов не сказал об этом), график последовательности выполнения должен следовать букве Минска-2, а не версии Киева.

Заметим, что инициатива президента Порошенко о привязывании пунктов Минских соглашений к конкретным датам — «отличный ход».

  • Переговорный процесс в предложенном Порошенко ключе может идти до бесконечности.
  • Соединенные Штаты и Европейский союз тем временем могут продолжать политику санкций против России, требуя действительного и полного исполнения Минских соглашений, т. е. того, что в действительности зависит от действий Киева.
  • Киев согласен на подобную «игру в долгую» вокруг Минских договоренностей, поскольку рассчитывает на дальнейшее ослабление России из-за экономического и финансового кризиса.
  • Задача Киева — затянуть время, но оставить кризис неразрешенным и незамороженным, чтобы в любой момент активизировать его.

Между Киевом и Москвой намечается очередное бесплодное соревнование «конструктивности» в выполнении Минских договоренностей.

Основное разногласие в отношении урегулирования на Донбассе — последовательность шагов остается.

  • Киев требует сначала передать границу, а потом предоставлять статус «отдельным районам», в то время как
  • Москва желает сначала добиться юридически зафиксированного статуса для автономии, а потом передавать Киеву границу.
  • Вмешательство США должно разрубить этот «гордиев узел» разногласий.

Вопросом, правда, остается, как США смогут повлиять на Киев в вопросе выполнения условий Минских договоренностей?

  • Пока что у американцев, несмотря на марионеточную управляемость киевских властей, просматривается не много инструментов.
  • Простое давление США не снимет возможных возражений радикальных противников Минских соглашений в Верховной раде.
  • Тем более что вопрос должен решаться тайным голосованием.
  • Формальная демократия перекрывает возможности конструктивного подхода.
  • У США сейчас остается рычаг давления на Киев — это предоставление очередного транша МВФ.
  • По аналогии «продавливание» поправок к Конституции в конце августа 2015 года было обеспечено подвешиванием для Киева вопроса о реструктуризации украинских долгов.

Сейчас неясно, сможет ли Вашингтон заставить своих киевских марионеток признать Минские договоренности. Желают ли США выполнения Минска-2, или они блефуют?

  • В принципе, Белому дому достаточно умиротворения на Донбассе в рамках Минска с тем, чтобы представить его успехом своей стратегии в сдерживании России к следующим президентским выборам для победы демократического кандидата.
  • Кроме того, практика держав требует, чтобы договора выполнялись.
  • В случае создания в Донецке и Луганске автономии, США рассчитывают в ней на внутреннем поле переиграть политически Москву посредством олигарха Ахметова и его клиентелы.
  • Под «восстановление Донбасса» ЕС планирует выделить какие-то средства, которые и будут использованы для политического подкупа.
  • Кроме того, США не страшит будущая политическая и территориальная фрагментация Украины, когда на кону они ставят фундаментальную победу над Россией на ниве ее кризисной внутренней политики.

Тем временем желательный сценарий событий на Донбассе для Москвы — это «замораживание конфликта». «Замораживание» возможно по двум альтернативам:

1) выполнение Минских договоренностей обеими сторонами конфликта;

2) замирение на Донбассе без выполнения Минских договоренностей.

Но и тот и другой вариант «заморозки» будут означать фактический отказ Киева от военного решения конфликта, т. е. прекращение АТО и демобилизации в армию, национальной гвардии и прочих силах безопасности.

  • Киев должен окончательно признать соотношение военных сил не в свою пользу. Пусть он и не признает автономный статус Донбасса, но военное или политическое решение Киев согласится перенести на будущее, как это, например, наблюдается в случае с заморозкой конфликтов в Закавказье в случае с Грузией — это Южная Осетия и Абхазия, или в случае с Азербайджаном — Карабах.
  • При этом любой вариант заморозки для Москвы означает выведение вопроса Крыма за скобки конфликта.
  • Российское руководство готово пойти на заморозку конфликта при условии содержания «народных республик».

В настоящее время конфликт на Донбассе нельзя признать «замороженным». Он продолжается в рамках низких по интенсивности боевых действий.

  • Это желательный вариант для Киева — ни войны, ни мира, но война продолжается.
  • Подобное развитие событий связано и с тем, что украинским силам АТО ни в конце августа 2014 года, ни в феврале 2015 года не было нанесено решительное военное поражение, которое бы окончательно закрыло для Киева надежду на военное решение конфликта по сценарию Сербской Краины.

С учетом этих условий, США готовы пойти на снижение конфликтного потенциала на Донбассе, поскольку конфронтация с РФ уже сыграла нужную роль в реализации евразийской стратегии Штатов.

  • Похоже, что сейчас США и ЕС готовы на решение конфликта на Донбассе по сценарию Минска-2 в трактовке Минских договоренностей Москвой с условием выведения проблемы Крыма за скобки конфликта без формального признания «аннексии».
  • Договор должен выполняться и потому, что с геополитической точки зрения и США, и ЕС добились поставленных на Украине геополитических целей.
  • Со стратегической точки зрения, очередная «оранжевая революция» на Украине имела целью ограничить или закрыть интеграционные усилия Москвы по созданию Евразийского союза.
  • Мягкое смещение геополитического баланса, лишающее РФ оснований для притязания на собственный экономический центр в Евразии, сейчас должно быть закреплено миром на Украине.
  • Актуальной задачей для США и ЕС становится сохранение достигнутого геополитического статус-кво и недопущение его пересмотра Россией даже посредством ограниченной эскалации и гибридной войны.

США создали для себя в лице националистической Украины еще один плацдарм с точкой опоры на границе Европы и Евразии.

В свою очередь, ЕС (читай, Германия) путем соглашения об ассоциации открыли рынок Украины со снесением в ближайшей перспективе тамошней сохранившейся с советских времен промышленности.

  • Кооперативные связи украинской и российской экономик существенно подорваны конфликтом.
  • Кроме того, ЕС стремится к выходу на российский рынок посредством нормативной и торговой экспансии в страны — «восточные партнеры» с помощью соглашений об ассоциации.
  • По итогам конфликта Евросоюз получил возможность требовать за снятие санкций выполнения Киевом Минских соглашений, которые, согласно трактовке минской декларации, должны означать и восстановление режима свободной торговли Украины в СНГ. Это новый придуманный возможный пункт стратегического торга за отмену санкций.
  • По замыслу Берлина, товары из ЕС посредством Украины должны свободно беспошлинно проникать в СНГ (читай: в Россию).
  • Решение президента Путина об исключении Украины из ЗСТ СНГ привело к скрытому кризису в ЕАЭС.
  • Кроме того, общее ослабление российского интеграционного проекта выразилось в минувшем декабре в том, что «союзники» по ЕАЭС даже не смогли принять единый Таможенный кодекс.
  • Одновременно президент Армении Серж Саргсян на саммите ОДКБ обвинил союзников в дефиците союзнических отношений.
  • Налицо кризис политической и экономической связности ЕАЭС, который продемонстрировал украинский конфликт.

Самое главное:

  • США и ЕС добились от России отказа от проекта Новороссии.
  • Создание Новоросии означало бы крах националистической Украины, которая оказалась бы заперта в пределах днепровского Правобережья без выхода к морю.
  • Возможности ограниченной военной локальной эскалации для России сведены на нет Минском-2 и угрозой новых санкций.
  • У ЛНР и ДНР нет достаточно сил, чтобы полностью разгромить силы АТО.
  • Политический фактор «украинского правительства в изгнании» так и не был задействован Москвой в 2015 году.
  • После решений по российскому кредиту, транзиту российского газа и одностороннему исключению Украины из ЗСТ СНГ у РФ больше не осталось прямых экономических и финансовых рычагов влияния на Киев.
  • Более того, украинское руководство нагло бравирует разрывом экономических отношений с Россией.

В конечном итоге США и Западу посредством выполнения Минска-2 фактически удастся добиться от Москвы подтверждения решений в Беловежской пуще 1991 года на стратегическом украинском направлении. Это становится решающим ударом по идеологии «Русского мира» и собиранию под эгидой Москвы исторических русских земель. Россия еще дальше будет отодвинута от Европы.

Теперь США и ЕС необходимо добиться общественного признания в России краха имперских амбиций.

  • Потерю благосостояния и отлучение россиян от потребительского общества противники России в идеологии и пропаганде связывают с наказанием за «имперский реваншизм» Кремля. З
  • ападу и его сторонникам в России необходимо развернуть общественное мнение от крымского патриотизма к угрюмому пораженчеству.
  • В подобной подаче врагами: Россия «платит» за «военную агрессию против Украины» сильнейшим экономическим кризисом.
  • В результате украинского кризиса и проблем в экономике в российском обществе определилось отсутствие полного единства и согласия.
  • Безвизовый режим для Украины в Европе станет вызовом ЕС для общественных настроений в России.
  • Отказ от имперских амбиций и самостоятельной культурной политики может показаться для россиян залогом столь желанных для элиты и средних слоев «свободных поездок» в Европу.

При складывающихся внешних условиях осуществление Минска-2 не станет победой российского руководства.

  • Текущие экономические проблемы России не будут решены после возможного снятия санкций летом 2016 года.
  • Главное для США теперь — изменить общественный настрой в России.
  • Полем битвы для США становится теперь не Донбасс, а вопросы альтернативных стратегий выхода России из нынешнего экономического кризиса.
  • Снижение уровня конфликта на Украине создаст обстановку, которая позволит США в более благоприятной для них (а не военной) обстановке заниматься разрешением экономического кризиса в России в нужном для себя направлении.

В свое время мы указывали на историческую аналогию между Минском-2 и боснийским Дейтоном.

  • Аналогичным образом, трудно достигнутое соглашение по конфедерализации Боснии не стало залогом безопасности Югославии.
  • После Дейтона последовало Косово и потом бульдозерная революция в Белграде. России следует стремиться избегнуть похожей стратегии США.

http://bazaistoria.ru/blog/43733769015/%C2%ABPsevdozamorozka%C2%BB-konflikta-v-Donbasse-i-dolgosrochnyie-tseli-SS?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_22&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1&mid=D8E00C40578D8C319010F24A8FC44BEE

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *