Новейшая история казачества насчитывает уже 20 лет!
Первые подвижки к возрождению казачества относятся к концу 90-х годов прошлого ХХ ВЕКА. В г. Киеве, Харькове, Черкассах, Запорожье, Мариуполе и др. возникают первые зародыши казачьих товариществ.
Как бы очнувшись от исторического сна, люди, повинуясь зову генетической памяти, стали во всеуслышание заявлять о своей принадлежности к казачьему роду. Неформальные объединения к 1993 году, на волне самостийнических процессов, приобретают вид определенного течения, а после Указа Президента (от 4.01.1995г.) казачество стало формироваться в легализованных структурах.
Здесь следует отметить одну очень интересную деталь; по нормам Закона об объединениях граждан любые три человека могут «под протокол» создать (учредить) какую угодно структуру (организацию) и назвать её как угодно. В результате за каких-нибудь пять лет появилось более двух десятков казачьих организаций (сейчас их уже больше пятидесяти). Упорядочить это спонтанное движение мог бы закон о казачестве, но…
Пока же мы являемся свидетелями процессов дробления казачества по идеологическим, звычаевым, религиозным и др. признакам. А то и вовсе: в одной организации определились два лидера и вот уже из одной организации становится две и т.д., и т.п. Кстати, о лидерах. Мы знаем много примеров в истории, когда роль лидера в каких-либо процессах настолько бывает велика, что иногда целые периоды мы персонифицируем, т.е. связываем с именем какого-то деятеля.
Атаманам в звычаевой практике казаков даются огромные права (но, кстати, и спрашивается с них «по взрослому»).
В наше время роль и влияние отдельных атаманов доходят до гипертрофированных масштабов, даже переходя разумные рамки, вплоть до забвения тех же звычаевых норм (тут и формирование своих коллективов по принципу личной преданности, а не казачьей идее вообще, игнорирование института Старейшин и вечевых принципов и др.). Такие, с позволения сказать, вожди своим эгоцентризмом не создают, а разрушают единство и монолитность казачьего этноса (и этот *внутренний* фактор казачество своими силами вряд-ли поборет). Но это — тема отдельного разговора…
Мы знаем, что исторически на территории Украины существовали (условно) три ветви казачества: гетманское-реестровое, запорожская вольница и слободские полки.
В процессе возрождения первые два бренда давно *схвачены*(и даже по нескольку раз), мы же поставили перед собою задачу: учитывая ошибки и недочеты других и прежних *новаторов*, возродить СЛОБОЖАНСКУЮ *ветвь* с её историческими традициями, субкультурой, менталитетом и т.п.
Слобожанское Казачье Войско, как идея, отметило недавно свой пятнадцатилетний юбилей. Под различными названиями и в разной степени структуризации мы развивались от отдельной Харьковской Сотни — в центральный Слободской Курень, Харьковский офицерский казачий Полк, СпІлку Козачого ВІдродження(Слобожанский Округ) и, наконец, — Слобожанское Казачье Войско!
Казалось бы, цель достигнута… Однако, пока мы формировались, группировались, определялись в симпатиях и антипатиях, всё было более-менее ясно. Была цель, были задачи, была деятельность, был какой-то размах и был, в конце концов, какой-то смысл, Но вот мы оформились, надели красивые мундиры, начертали на знаменах наши лозунги, стали в строй и… Что же дальше? Куда идти, где искать нашу правду, к чему приложить наши умы, сердца и руки, или ограничиться этой внешней видимостью? Где дальнейший смысл нашего существования?…
Видя, что окружающий мир, мягко говоря, далек от наших идеалов, Многие из нас задумались: как приблизить этот мир к нам, или как нам наиболее удачно вписаться в этот мир. Встала дилемма: ломать существующий строй или *лечь* под него и попытаться почерпнуть выгоду. То — есть, как соотноситься с государством — изначально казачьим (см. Гимн Украины), но бесчеловечным и враждебным де-факто для 90% своих граждан.
Мнения разделились. Одни полагали, что следует, приобщившись к социалистскому лагерю, начать борьбу «за светлое будущее», другие призывали строить это будущее «в отдельно взятом КАЗАЧЬЕМ сообществе».
Да и по вопросу КАК именно строить единого мнения нет. Мы же решили пойти своим путем, реализуя принципы: «Свій до свого — по свое», вечевой принцип прямого народовластия (в общинном укладе) и др.
К сожалению, приходится существовать и действовать зачастую, не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ общественно-политической ситуации, неких внешних и внутренних факторов, осложняющих и без того непростой наш путь…
Казаки, если так можно выразиться, всегда были адептами практической пользы и мы, как наследники, сегодня пытаемся реализовывать какие-то социально полезные проекты, НО… Несмотря на то, что казачество — есть плоть от плоти Народа, государство (властная надстройка этого же народа) не обращает должного внимания на казачество, оставляя нам роль потешной команды, этакого клуба исторической реконструкции и снисходительно терпит, когда мы занимаемся действительно важными и социально-полезными делами (так сказать, на общественных началах). Отсюда — наш низкий КПД, «неприкаянность» и размагничивающее всех разочарование.
О том, как казаки пытаются обеспечить себя и свои проекты можно написать не одну статью. В общем же ясно одно: пока не будет серьезной базы (правовой и материальной) без поддержки государства, о каком-либо прогрессе приходится пока только мечтать. В этой ситуации только самые стойкие продолжают трудиться на ниве возрождения. С верой, надеждой и любовью…
А пока, это же государство как будто способствует «мышиной возне» — борьбе отдельных формирований и их лидеров за возможность попасть «поближе к трону» (авось, что-то обломится). Объективно, вольно или невольно, поощряются тенденции лизоблюдства и в конечном итоге — предательства наших идеалов.
Но наше счастье в том, что стойкие, целеустремленные,»широкосердые» ещё не перевелись и именно их мы призываем под наше знамя в первую очередь, дабы с оптимизмом смотреть в будущее…
Белый Виктор Ильич