Предводитель запорожских казаков

СагайдачныйВ конце XVI или самом начале XVII в. Петр Конашевич Сагайдачный отправился в Сечь.  Участвовал в Молдавской и Ливонской кампаниях 1600-1603 гг.  Уже в ранние времена своего пребывания на Сечи Сагайдачный  проявил свои таланты военного лидера, казаки избрали его обозным, поручив ведать всей артиллерией Сечи.

С развитием Запорожской Сечи, активного, наступательного характера набирает борьба казаков против турок и татар. В начале XVII века, когда казаков было больше  сорока тысяч, они не только давали отпор нашествиям татарских и турецких войск, но и сами развернули активное наступление на владения Турции  и  её вассала — Крымского ханства, пытаясь перенести военные действия на их территорию.

Запорожцы десятками, а порой и сотнями, «чаек» совершали морские походы на Крым и побережье Черного моря. Но основным направлением казацких морских походов было побережье Турции.

В 1606 году казаки захватили турецкую крепость Варну, которая до того считалась неприступной. Было захвачено 10 турецких галер с продовольствием, товарами и экипажами. Разъяренный султан приказал перегородить Днепр около острова Тамани железной цепью и заблокировать казаков.

Уже в 1607 году запорожцы провели большой поход на Крымское ханство, захватили и сожгли два города, Перекоп и Очаков.  В следующем 1608 году и в начале 1609. запорожцы во главе с Сагайдачным осуществили морской поход на 16 лодках — чайках, вошли в устье Дуная и атаковали Килию, Белгород и Измаил.

Временем героических походов назвали историки морские казацкие походы 1612—1614 годов, управляемые Петром Сагайдачным. Казацкие чайки нанесли немало ощутимых ударов могучему турецкому флоту. Иногда из Сечи выходило свыше 300 «чаек», в которых размещалось до 20 тыс. казаков.

В 1614 году казаки взяли Синоп. Казаки штурмом взяли могучую, с мощными укреплениями, турецкую крепость Кафу (Феодосию) в 1616, разгромили 14-тысячный гарнизон и освободили пленных, также в 1616 году произошла Самарская битва.

После 1616 года казаки осуществили ещё целый ряд морских и сухопутных походов. Очаков, Перекоп, Трапезунд, Царгород (Стамбул или Константинополь) и другие турецкие и татарские крепости и города, испытали могучие удары запорожцев под командованием Сагайдачного.

По свидетельству современников, казаки почти безраздельно воцарились на Черном море и, в сущности, контролировали навигацию между Босфором и Лиманом.

  • Сагайдачный реформировал  Сечь, что привело к повышению дисциплины и боеспособности казацкого войска.
  • Он превратил партизанские отряды казаков в регулярное войско,
  • устранил из войска вольницу, завел суровую дисциплину,
  • запретил пить водку во время морских походов, а за пьянство нередко «карал на смерть».

Московский поход (1618 год)

Очередные обещания польского правительства

Войны с Турцией из-за запорожцев Польше были не нужны, перед страной стояла цель посадить на Московский престол польского королевича Владислава. Польше нужна была поддержка запорожских казаков для интервенции в Российском царстве.

Сагайдачный  выдвинул условия участия казаков в походе:

  • расширение казацкой территории;
  • снятие запретов и ограничений на православное вероисповедание в Юго-Западной Руси;
  • увеличение численности казацкого войска;
  • признание со стороны Польши судебной и административной автономии Войска Запорожского.

Король и сейм частично согласились с этими требованиями (по Ольшанскому соглашению в октябре 1617 число реестровых казаков ограничивалось одной тысячей) и прислали в его войско клейноды, то есть булаву, бунчук, печать и флаг.

Летом 1618 года 20000 запорожцев во главе с Сагайдачным  двинулись  через  Ливны на Москву, (захватив по пути  Путивль, Рыльск,  Курск,  Елец,   Лебедин,  Скопин,  Ряжск),  разрезая пространство между Курском и Кромами.

Ливны были второразрядной крепостью Засечной черты. Стены крепости были деревянно-земляные.  Ливенцы оказали ожесточённое сопротивление, но силы оказались слишком неравны: по росписи 1618 года в ливенском гарнизоне насчитывалось всего 940 человек. «Ливенское разорение» нашло своё отражение в летописях.

Вот как изображено побоище под Ливнами в Бельской летописи: А пришёл он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал.

В плен попал и ливенский воевода Никита Иванович Егупов-Черкасский, второй воевода, Пётр Данилов, был убит в бою.

Оставив пепелище на месте Ливен, Сагайдачный пошёл далее на Елец.

Елец был хорошо укреплён и его обороняло до 7 000 ратников (гарнизон насчитывал 1969 человек и к нему присоединилось войско мценского воеводы). Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около семидесяти километров по фронту и до сорока в глубину.

Ельчане заперлись в крепости, героически отбивали приступы. Обороной Ельца руководил воевода Андрей Богданович Полев. Видя, что силой город не взять, Сагайдачный пошёл на хитрость. Он снял осаду и сделал вид, что отступает. Воевода Полев поверил и приказав преследовать противника, «со всеми людьми из города вышел».

Увлечённые преследованием ельчане отдалились от города, а в это время отряд казаков, сидевший в засаде, ворвался в беззащитный Елец. После того как запорожцы захватили острог, к Сагайдачному отправились местные священники с просьбой пожалеть город, а они выдадут царского посланника С. Хрущова вместе с «казной».  Сагайдачный принял капитуляцию и направил небольшой отряд  для проведение арестов и реквизиции.

Сагайдачный продолжил поход на Москву. Правительство Михаила Романова стянуло в Серпухов войско из 7000 человек под командой Пожарского. Это всё, что смогло себе позволить снять с главного, польского фронта, царское правительство. Но Пожарский заболел, у него открылись старые раны, и он сдал командование над войском второму воеводе князю Григорию Волконскому.

С этим отрядом Волконский должен был помешать Сагайдачному переправиться через р. Оку и остановить его продвижение на Москву.

Сагайдачный проявил военное мастерство и попытался обмануть Волконского. Он избрал местом переправы пункт впадения в Оку реки Осётр, в каких-то 25 километрах от неприступного Зарайска, оставшегося у него в тылу.

Волконский угадал место переправы, и Сагайдачный рисковал. В случае неудачи переправы он оказывался в оперативном окружении. И поначалу в течение двух дней, Волконский держался, пока посланной в обход частью своих сил Сагайдачный перешёл Оку выше по течению, у Ростиславля-Рязанского.

Узнав об этом, Волконский, ввиду превосходства неприятеля, оставил позиции и заперся в Коломне. Но Сагайдачный и не думал осаждать Коломну, сильнейшую даже против Зарайска крепость. Он двинулся дальше,  захватил  Ярославль, Переяславль, Романов, Каширу и Касимов.

20 сентября Владислав подошел к Тушино, а Сагайдачный — к Донскому монастырю в пригороде Москвы. 1 октября Москву атаковали с двух сторон. Во главе русских войск стоял Д.М. Пожарский. В наступившем беспорядочном уличном сражении обе армии понесли тяжелые потери, однако нападавшие не смогли взять внутренние городские стены. Владислав двинул армию к Троицкому монастырю, но тот тоже устоял.

В ноябре в деревне Деулино возле Троицкого монастыря начались мирные переговоры. 24 декабря 1618 г. (3 января 1619 г.) было заключено перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет. По условиям перемирия, Польше оставались и Смоленск, и Северская земля. Предусматривался обмен военнопленными; поляки отдельно согласились освободить отца Михаила, митрополита Филарета.

Однако Владислав не отказался от своих притязаний на московский престол, и Сигизмунд не признал Михаила царем.

Итоги похода на Москву

  • Поскольку у польского правительства не нашлось денег на продолжение войны, 24 декабря было заключено Деулинское перемирие.
  • Владислав отказался от прав на московский престол, за что Польше отошли Смоленская и Черниговско-Северская земли (всего 29 городов).
  • Запорожские казаки за разорение земель Русского царства получили от польского короля плату — 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна.

По другим данным, не получив достойной оплаты, казаки начали разбегаться из войска. 4 полка ушли грабить на север в Архангельский край, где были разгромлены в 1619 году.

Из-под Калуги ушел полк под командованием Ждана Коншина: казаки объявили о переходе на московскую службу.

Часть запорожцев во главе с полковником Тарасом ушла в Европу и нанялись к австрийскому имератору Фердинанду для участия в боях Тридцатилетней войны на Рейне, Палатинате и Венгрии.

Некоторые отряды, при посредничестве Крымского хана Шагин-гирея, нанялись на службу к Персидскому шаху Аббасу, воевавшему тогда с Турцией.

После Московского похода

После Деулинского перемирия поляки, освободив свои силы, сосредоточили значительную их часть под началом Жолкевского на Поднепровье, чтобы навести там порядок.

Сагайдачный опять очутился перед выбором. Либо решаться на войну с поляками, либо на мирное сосуществование.

Ему пришлось выбрать второе и заключить с поляками Роставицкое соглашение на р. Роставица (укр.) русск. около с. Паволочь  17 октября 1619.

По Роставицкому соглашению из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние пять лет;

число реестровых казаков устанавливалось в 3 тысячи, а все остальные должны были вернуться под власть польских помещиков.

Это соглашение вызвало бурю негодования в казачестве. Недовольных возглавил Яков Неродич-Бородавка, провозглашённый гетманом в декабре 1619, когда Сагайдачный ушел воевать против татар под Перекоп.

Чтобы утихомирить недовольных, Сагайдачный прибег к жестким мерам: пожег казацкие лодки на Сечи и восстановил сторожевой форт на Хортице для перехватывания самовольных походов запорожцев.

Переговоры о переходе на службу русскому царю (1620 год)

В феврале 1620 года Петр Сагайдачный, не признав избрания Бородавки, направил в Москву от своего имени как гетмана посольство во главе которого был Петр Одинец, выразить готовность запорожских казаков служить царю, как они прежде служили его предшественникам. Под «прежней службой» подразумевались походы Дмитрия Вишневецкого (Байды)против крымских татар в 1550-е годы.

Послов приняли 26 февраля в Посольском приказе. Их переговоры с боярами и дьяками продолжались весь март и апрель. Перед отъездом из Москвы послы получили письмо царя Михаила Федоровича гетману Сагайдачному.

В вежливых, но осторожных словах царь благодарил Сагайдачного и казацкую армию за желание служить ему. Он пожаловал им «легкое жалованье» 300 рублей и пообещал в будущем дать больше. Пока же, как объяснялось в письме, Россия находилась в мире с крымскими татарами и службы от казаков не требовалось.

Хотя миссия Сагайдачного в Москве и не принесла немедленных результатов, она, когда о ней стало известно, обеспокоила поляков, как нежелательные контакты между казаками и Москвой.

Киевское братство. Восстановление Православной иерархии в Киеве (1620 год)

Сагайдачный объявил о вступлении «со всем войском Запорожским» в Киевское (Богоявленское) братство. И хотя оно было создано без разрешения короля, братство не осмеливались запретить, опасаясь казачества.

В феврале 1620 года атаман Петр Одинец по поручению Сагайдачного встречался с Патриархом Иерусалимским Феофаном III в Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу.

В марте Феофан прибыл в Малую Русь. На границе его встречали запорожские казаки во главе с Сагайдачным, которые, согласно сообщению Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою», сопроводили с почестями в Киев. Здесь Феофан общался с представителями местного братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре.

При активном участии Сагайдачного 15 августа 1620 года Иерусалимский патриарх Феофан в Печерской Лавре восстановил Киевскую православную митрополию, была восстановлена также православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года.

6 октября 1620 года в Братской Богоявленской церкви Патриарх посвятил Межигорского игумена Исайю Копинского в сан Перемышльского епископа, игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан Киевского Митрополита (Киевская Митрополия), Мелетия Смотрицкого в сан Полоцкого архиепископа, а также пяти епископов в Полоцк, Владимир-Волынский, Луцк, Перемышль и Холм.

Впоследствии все они стали известными борцами за православие, образование (просвещение) и русинскую культуру.

Таким образом, благодаря политике П. Сагайдачного на западной части территории бывшего Древнерусского государства была возрождена православная иерархия, в результате чего православная церковь на территории Речи Посполитой избежала нависшей угрозы остаться без духовенства.

Под непосредственным влиянием гетмана из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемическое сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие.

Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни малорусского народа в контексте его связей с великорусским и белорусским народами.

Это были новаторские труды, на страницах которых в отличие от первых полемических произведений в полный голос звучит идея единой прародины трёх восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости разговорных языков, единства церковнославянского языка и вероисповедания.

Иов Борецкий с гордостью заявил в своей «Протестации»: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».

Воздавая дань казачеству, авторы полемических сочинений называли их «наследниками старой Руси», которые «твердостью своей превосходят тех римских Сципионов и карфагенских Ганибалов» и т. д.

Хотинская битва (1621 год)

Самовольный набег казаков — «выписчиков» гетмана Бородавки на Варну и Стамбул привел к началу новой Турецко-польской войны. Турки нанесли Польше страшное поражение под Цецорой в октябре 1620.

В Варшаве состоялся совет, на котором Сагайдачный добился того, что правительство Речи Посполитой дало согласие удовлетворить требования казаков:

  • упразднить должность старшего над казаками от польского правительства;
  • признавать власть избранного на казацком совете гетмана над всей Малой Русью;
  • упразднить постановления сейма относительно ограничения вольностей и прав казачества;
  • предоставить населению Малой Руси свободу вероисповедания.
  • православная иерархия (митрополит, епископы), освященная патриархом и признанная правительством, не должна испытывать гонения от власти Речи Посполитой.

Это был значительный успех: фактически признавалась автономная казацкая республика в Малороссии во главе с избранным гетманом.

В июне 1621 года в урочище Сухая Диброва возле Белой Церкви прошла большая казацкая рада, на которой было решено направить на помощь полякам 40 000 казаков при условии признания прав казачества и православных, расширения реестра и вывода польских войск с русских земель.

Хотя обещания короля были достаточно расплывчаты, Сагайдачный решил истолковать их как согласие и энергично взялся за подготовку похода против турок.

В конце августа 1621 года в войске Запорожском под Могилевом произошла смена власти.    

 герб Сагайдачного    Герб Сагайдачного Петра Конашевича 

Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября) по приказу Сагайдачного казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников.

В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в её среде большой популярностью.

Не случайно ещё С. Жолкевский характеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад».

По-видимому, позже Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель человека, который сделал столь много для освободительного движения на Юго-Западной Руси (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.).

Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагайдачный дает поручение записать в свой памянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

В сентябре 1621 году произошла знаменитая Хотинская битва; объединенным силам польских и казацких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная). Турки понесли большие потери и с началом зимних холодов должны были заключить невыгодный для них мир.

Но запорожскому казачеству эти победы опять ничего не дали. Хотя лично Сагайдачный получил из рук королевича Владислава в награду за успешные действия под Хотиным наградной меч, инкрустированный золотом и бриллиантами с изображением сцен суда Соломона и боя античных воинов, что должно было аллегорически указывать на мудрость и воинские доблести гетмана. На мече была надпись на латыни: «Владислав (в дар) Конашевичу кошевому под Хотином против Османа».

По Хотинскому миру поляки обязались обуздать своеволие казаков и не допускать их нападений на Турцию. Глубоко возмущённые условиями мира, казаки не позволили полякам себя обезоружить и организованно ушли из под Хотина на Запорожье.

Ранение и смерть Сагайдачного

Сагайдачный был тяжело ранен в руку под Хотином отравленной татарской стрелой. Тяжело болея он перебрался в Киев в сопровождении королевского врача.

«…на томже пляцу тот наш гетман приехал до Киева, наполы умерлый». В Киеве он очень страдал от раны, но продолжал заботиться о судьбе Украины и казаков, их о школах, братствах, церквах и госпиталях.

10 апреля 1622 года от полученных ран гетман скончался. Похоронен в Киеве, в Братском монастыре.

«Так, погребён честно и знаменито преосвящённым своим киевским митрополитом Иовом Борецким при церкви соборной в том же монастыре Братском Киевском того же 1622 года, оставивши казаков и всё войско запорожское в великой печали и в неустроенном по себе сиротстве, без гетмана и начала вождя ему потребному».

Перед смертью Сагайдачный завещал своё имущество на просветительские, благотворительные и религиозные цели, в частности Киевскому братству и Львовской братской школе.

После погребения на месте его захоронения была установлена погребальная доска, гласящая:  Тутъ зложилъ Запорозкій Гетманъ свои кости, Петръ Конашевичъ, ранный въ войнъ: Для Волности Отчизны. Кгды нанъ Турцы моцно натирали, И Постръловъ смертельныхъ килька му задали: Которыми зраненый, Живота доконалъ, Въры Богу, и Кролю, и Войску доховалъ. И умер боронячи Мира ойчистого. За што узычъ му Творче Неба въчистого: Якъ Ревнителю Въры Благочестивои: Въ которой былъ выхованъ зъ молодости своеи. Року Тисеча шесть сотъ Двадесятъ второго, Погребенъ въ Монастыри Брацтва Кіевского, На который Тисячій килка офъровалъ, А жебы тамъ Науки фундовано жадалъ.

Похоронен был Сагайдачный на территории Киево-Братского монастыря. В 1690—1693 гг. при реконструкции Богоявленской церкви этого монастыря могила гетмана была утеряна, а в1935 году уничтожена и сама церковь.

В настоящее время на территории Киево-Могилянской академии реконструирована условная могила Конашевича-Сагайдачного.

Сагайдачный – политик

Сагайдачный уже в ранние времена своего пребывания на Сечи обнаружил большую политическую дальновидность. Известный историк С. М. Соловьев отмечает, что Сагайдачный избегал ссор с правительством и старался отделить дело козацкое от дела простонародья. «Конашевич, — говорит один летописец, — всегда в миру с панами жил, зато козакам и хорошо было, только поспольство очень терпело».

  • Гетман реформировал Сечь, что привело к повышению дисциплины и боеспособности казацкого войска.
  • Сагайдачному удалось превратить партизанские отряды казаков в регулярное войско, устранить из войска вольницу, завести суровую дисциплину, запретить пить водку во время морских походов, а за пьянство нередко карал на смерть.

С начала XVII в. казачество постепенно втягивается в православно-церковную оппозицию. Гетман Сагайдачный со всем войском Запорожским вписался в киевское православное братство. В 1620 г. через иерусалимского патриарха самовольно, без разрешения своего правительства, восстановил высшую православную иерархию, действующую под защитой казаков. В 1625 г. глава этой новопоставленной иерархии, митрополит киевский, призвал на защиту православных киевлян запорожских казаков, которые и утопили киевского войта за притеснение православных.

Политика Сагайдачного в области сословных отношений проявилась в тенденции отделения реестровых казаков, как привилегированного сословия, от простых посполитых крестьян, переходивших в казаки, и на него жаловались, что при нем поспольству было тяжело.

При Сагайдачном борьба казачества с украйнской шляхтой получала особый характер: её целью становилось не очищение Украйны от пришлого иноплеменного дворянства, а замещение его своим туземным привилегированным классом.

Таким образом, со времен Сагайдачного в реестровом казачестве получило начало будущая казацкая шляхта (казацкая старшина).

 

 

 

Предводитель запорожских казаков: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *