Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко объясняет, почему полным суверенитетом в современном мире обладают Россия, США, Китай и Индия. Украина же отказалась от своего суверенитета еще в 1992 году, а ликвидировать его остатки можно в течение суток.
24 августа 1991 года. Старт украинского государства
«Государственный суверенитет — теоретическая вещь, которым должно обладать любое государство, но в современном мире большая часть стран обладает неполноценным суверенитетом, потому что он должен подтверждаться и защищаться определенным образом.
- То есть, если вы не в состоянии обеспечить свой экономический и политический суверенитет военным и дипломатическим путем, то он не может являться полноценным.
- Кроме того, значительная часть государств являются участниками тех или иных союзов и объединений, таким образом, часть своего суверенитета они отдают в пользу межгосударственных объединений.
- Нельзя также забывать, что почти все страны являются членами ООН. И тем самым они ограничивают свой суверенитет, передавая часть полномочий в ООН.
Суверенитет – это возможность на своей территории в рамках своей компетенции быть единственным центром принятия решений.
- В данном случае Украина не обладает полноценным суверенитетом или даже я бы сказал точнее — она не обладает суверенитетом как таковым.
- Еще раз подчеркиваю, что в рамках своих границ Украина признана как государство независимое, но государственный суверенитет, то есть возможность государства реализовывать собственную политику, отсутствует.
Во-первых, украинские политики изначально отказались от своих прав на самостоятельную политическую деятельность с конца 1992-1993 года, когда Верховной Рады были приняты основные направления внешней политики.
- Даже если не принимать все эти заявления украинских политиков, о том, что их цель любой ценой вступить в ЕС, то есть изначальный отказ от права принимать самостоятельные решения.
- Украина не в состоянии гарантировать свой экономический суверенитет, потому что на протяжении всей своей истории живет в долг, занимая более-менее крупные суммы у МВФ, Европейского банка реконструкции и развития, у России, у США, да у кого угодно.
- Сейчас прямой государственный долг составляет 69 млрд долларов. Это уже больше годового бюджета государства.
- Если говорить о долге в целом, включая задолженности предприятий и частные долги, то сумма приближается к 100 млрд.
Украина также не в состоянии гарантировать постоянные поставки на свою территорию энергоносителей.
- Мы прекрасно знаем, что в этом вопросе Киев на 100% зависит от доброй воли РФ.
- И мы прекрасно знаем, что в доле случаев эти поставки прерывались, а государство оказывалось в безвыходной ситуации, и должно было выполнять любые требования, потому что в ином случае останавливалась вся экономика.
Украина не в состоянии гарантировать свой суверенитет в военном плане.
- Я думаю, что состояние украинской армии всем достаточно хорошо известно, то есть ее боеспособность можно преувеличить, но никак не преуменьшить, фактически этой армии как таковой не существует.
- Это значит, что потенциально практически любой агрессор может ликвидировать государственный суверенитет Украины, в течение очень непродолжительного времени.
- С любой стороны света такая операция займет менее суток, а если лететь на самолете, то еще быстрее.
Государство, которое существует только за счет доброй воли окружающих его стран, не может считаться полноценно суверенным государством.
- Еще раз подчеркну, что это касается не только Украины, потому что полным суверенитетом в современном мире обладают США, РФ, Китай и возможно Индия.
- Все остальные государства в той или иной степени не полноценно суверенны, даже государства-члены ЕС и государства члены-безопасности Совбеза ООН.
Украина добровольно ограничила сферу принятия решений, своим желанием любым способом вступить в ЕС.
- Вот вам тогда список обязательных требований, выполняйте, ответили из Брюсселя.
- А суверенное правительство никому ничего не обязано.
- Если же есть обязательство, то страна находится в зависимости от внешних центров принятия решений».