Сущность основных этапов и законов формирования личности

Синтезируя разработки в рамках трех предельно укрупненных подходов формирования и развития личности :

  • биогенетического,
  • психогенетического и
  • социогенетического

Обращаю особое внимание на социальную сторону этого процесса.

  •  Обязательно связывая этот процесс с социальной политикой в отношении детей и молодежи на социальном и институциональном уровнях как сложной совокупности прямых и косвенных воздействий,
  • формулирует основные законы развития,
  • обосновывает логику государственной социальной (в том числе и молодежной) политики, а
  • также ее структуру, исходя из тенденций развития человеческого общества на рубеже веков.

В результате формулируется еще один подход к процессу развития на основе его максимального укрупнения, выделения социального смысла основных этапов и обозначения ключевых функций каждого из них, причем как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом, а заодно, и обозначения генеральных тенденций.

Таких этапов (периодов) можно выделить пять:

  • период внутриутробного развития (от зачатия до рождения),
  • раннее детство (от рождения до приблизительно 2 лет),
  • детство (от 2 до 7 лет),
  • переходный к отрочеству собственно отрочество (от 8 до 13 лет),
  • юность (от 14-15 до 17-18 лет).

Кратко, в рамках раздела, характеризуя основные этапы, выделяются их социальная специфика и основные функции.

Так, задача первого этапа заключается в закладке фундамента социального доверия к внешнему миру.

В этот период из оплодотворенной клетки формируется человек с весьма богатым набором признаков, с быстро проявляющимися чертами характера и эскизно — с комплексом других характеристик.

* В общих чертах проявляется генетическая программа.

* Поступающая к нему в этот период информация способна оказывать воздействие на формирование характера.

* Но становится ясно, что движение информационных потоков, до известной степени, можно регулировать.

* Можно довольно точно просчитать последствия, а значит, выйти на уровень формирования систем, способных, с одной стороны, оказывать воздействие на развитие процесса в позитивном ключе, а с другой, блокировать развитие негативных характеристик.

Возможности открываются огромные. Но не следует и преувеличивать их. Ибо личность все же не tabula rasa.

Уже только это задает целый комплекс сложнейших задач, связанных с обеспечением достойных условий (и материальных, и духовных) для молодой семьи, своевременного и качественного воспитания.

  • Это, прежде всего, ориентация на взвешенный подход к социальной политике,
  • определению потолков возможностей работы с детьми, молодыми людьми, взрослыми,
  • с использованием всех возможных способов и каналов,
  • с вычислением возможностей каждого из них и в совокупности.

Развитие во втором периоде (от рождения до, приблизительно, 2-х лет) личность обретает чувство автономии и личной ценности, но в то же время и стыда, сомнения; что очень важно, чувство любви, а по своим итогам определяет то, что ранее было названо «доверием к миру».

Важность социальных условий здесь трудно переоценить. Их эффект в данном возрастном периоде становится основой успеха или неуспеха дальнейшего развития личности, освоения ею многообразных социальных ролей.

Возможна альтернатива:

  • либо при благополучном, доброжелательном отношении родителей у ребенка создается открытое отношение к информации, ее накоплению и осмыслению, что, в свою очередь, задает нарастающий темп развития (развитие с ускорением).
  • Либо в неблагоприятной или агрессивной среде, Где любая информация может нести угрозу, боль, страх, в ребенке восстанавливаются закодированные в генетических структурах защитные реакции (память предков).
  • Но в данном случае нарушается один из важнейших императивов: «ребенок в детстве не должен знать зла», ибо оно формирует в русле иного, не соответствующего действительному, статуса личности, совсем другие реакции, совокупность которых условно квалифицируется как »комплекс зверя«.

Данный комплекс аналогичен тому, что проявляется с рождения у каждого животного.

Однако именно он, не соответствуя человеческой природе, начинает тормозить развитие маленького человека, в конечном счете, резко снижает потолки его возможностей  либо, в редких случаях, фокусируется в патологических знаменитостях.

Это начало периода осознания ребенком своего отличия от других, своей особости (наиболее ярко он проявляется от 2 до 7 лет, а оформляется окончательно в юности), за которыми стоит проблема прав личности.

Известно, что сегодня в России около трети семей не справляется или с трудом справляется с воспитанием своих детей.

Это отправная точка расчета масштабов социального брака. От нее можно вести расчет количества недовоспитанных, недоученных, просто брошенных и т.д. детей.

А следовательно, как вносить поправки в осознание возможностей самого общества, на плечах которого лежит данный груз, так и проектировать реальные цели в работе с семьями, детьми и молодежью.

Третий период — от 2-х до 7 лет, в котором формируется чувство инициативы, желание сделать что-то.

Этому периоду свойственны две основные функции.

Во-первых, освоение основных понятий мира и постижение их смысла: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своих прав и обязанностей, свободы и необходимости, Родины и т.д.

А вместе с ними и усвоение основных общецивилизационных понятий, норм, правил, по которым живут люди.

Здесь формируется тот важнейший механизм личности, который можно назвать» внутренним нравственным сторожем», функция которого удерживать личность в рамках нормы и предупреждать отклонения.

Причем, данный процесс идет на базе уже выработанных свойств и отношений, что либо укрепляет личностные структуры и создает мощные предпосылки для ее дальнейшего развития, либо же, напротив, задерживает этот процесс, способствует искаженному или частичному усвоению основных понятий и норм.

Недостаток или незначительный вес одного или нескольких из них способны деформировать всю ценностную структуру ребенка, молодого человека.

Во-вторых, данному периоду присуща функция обучения базовым основам: чтению, письму, счету.

Говоря об этой функции, следует  особо подчеркнуть, что речь идет вовсе не о занимательном педагогическом эксперименте, а о задаче, имеющей общенациональную значимость, решение которой способствует превращению России во вновь высокообразованную нацию, а значит, и выводит ее в разряд лидеров развития.

Многовековой опыт и масштабные педагогические эксперименты в различных странах (в частности, в Японии) показывают, что процесс направленного обучения, начатый с 2-3 летнего возраста и построенный по особым индивидуальным и отчасти групповым методикам, естественно вписанным в структуру детских игр, дает результаты намного превосходящие процесс обучения, построенный по «‘классическим» схемам.

Вспомним А. Эйнштейна, сказавшего, что самая сложная физическая теория — это детская игра по сравнению с детской игрой.

Раннее обучение существенно расширяет кругозор ребенка, стимулирует развитие его интеллекта, дает навык естественной грамотности и способствует очень быстрому и качественному усвоению знания.

  • Доказано, что тренированный и ориентированный на развитие интеллект не только гарантия усвоения и переработки больших объемов информации.
  • Это реальная возможность уложиться в постоянно растущую норму информации, воспринять ее во всем многообразии связей и отношений и позитивных смыслов.
  • В ином случае мы встречаемся с массовым явлением недоученности.

Не получив закалки ранним обучением, ребенок усваивает знания частично. И в результате, вместо более или менее стройной системы знания, становится носителем бесформенного конгломерата, быстро распадающегося и стареющего в своей информационной основе.

Недоученность в раннем возрасте — еще один барьер, мешающий впоследствии молодому человеку максимально полно самореализоваться, провоцирующий неравенство возможностей, разного рода девиации.

Однако у проблемы раннего обучения довольно много ограничений социального порядка.

  • Во-первых, это расположенность и готовность родителей, понимание ими серьезности работы по обучению ребенка.

Особенно сегодня, когда система образования пребывает в крайне печальном состоянии, а платное обучение доступно лишь меньшинству населения.

Значительные массивы молодежи вследствие действия закона РФ «Об образовании» оказываются отрезанными от возможностей развития, будучи отсеянными на уровне 9-го класса.

В целом же, своей образовательной политикой государство поставило себя и общество перед рядом трудноразрешимых и вовсе неразрешимых проблем (миллионы малограмотных и неграмотных, наркоманов, молодых преступников и т.д.).

Понимание необходимости раннего обучения своих детей присутствует в ярко выраженной форме только у интеллигенции, большинство которой влачит в новой России жалкое существование, решая проблему раннего обучения своих детей самостоятельно, либо у части »новых русских», понимающих важность данной задачи и способных нанять гувернеров и домашних учителей.

Но здесь сразу проявляется один из социальных (а в ряде случаев и генетических) первоисточников неравенства возможностей, ибо у отставшего ребенка мало шансов догнать ушедшего вперед.

  • Во-вторых, требуется не только понимание, но и знание соответствующих методик и умение творчески ими пользоваться, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • В-третьих, существенную роль в любой социальной группе играет чувство любви к своему ребенку и основанная на чувстве ответственности за его будущее готовность жертвовать своими благами, в том числе и материальными, временем, физическими силами.

Понятно, что в неблагополучных и малообеспеченных семьях проблема раннего обучения вовсе не ставится.

Четвертый этап — отрочество — связан с накоплением массы информации, закреплением полученных навыков и норм и, в сущности, количественно и качественно подводит итоги формирования и развития личности в детском возрасте.

Здесь возможен достаточно точный прогноз дальнейшего развития молодого человека.

Однако по своим возможностям данный этап не является сколько-нибудь определяющим для основной массы подростков.

Пятый этап — юность (от 14 до 18 лет).

По данному периоду существует весьма обширная литература. А потому следует остановиться на самом в социологическом плане существенном.

* Во-первых, в этом периоде кардинально изменяется способ мировосприятия.

Из плоскостного, двумерного, в основном, укладывающегося в рамки простых ограничителей типа: да— нет», «можно— нельзя», «хорошо— плохо», оно становится многомерным и диалектическим.

Перед молодым человеком встают совершенно иные, нежели в детстве, требования, определяемые непосредственной близостью взрослой жизни, и от нее идущие.

* Во-вторых, совершенно иной становится роль практической (прежде всего, трудовой) деятельности.

Мотивы игры естественно отходят на второй план, усиливается прагматический компонент деятельности.

* В-третьих, молодой человек становится все более реальным субъектом взрослой ролевой композиции.

* В-четвертых, резко возрастает роль самоотдачи и отдачи результатов своей деятельности другим, обществу.

По М.Лермонтову, {личность начинается не с самоутверждения, а с самоотдачи«.

И если в детском периоде ребенок только берет, и его развитие во многом зависит от того, насколько родителями, обществом целесообразно было организовано потребление, то в фазе юности дальнейший успех определяется уже соотношением потребления и отдачи.

Причем отдача в различных ее формах (трудовая деятельность, творчество, самодеятельность и т.д.) должна идти по нарастающей и обретать адекватный социально-нравственный и гражданский смысл.

На основе анализа процесса формирования и развития личности в детском и юношеском возрасте возможно сформулировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *